КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2024

 

Генеральный план наступления на ижевских садоводов принят
Что дальше?

История принятия нового Генерального плана Ижевска в виде, предполагающем возможность принудительного изъятия фактически за бесценок земельной собственности тысяч ижевчан-садоводов, прекрасно показывает моральное состояние тех, кто стоит у власти в нашем городе - принципиальный антидемократизм, склонность к "нечистой игре" и уже клиническую неспособность поставить себя на место рядовых граждан.

Десятки пикетов и митингов протеста, которые провели садоводы, начиная с августа прошлого года, письма и обращения на имя первых лиц республики и города и каждого депутата Гордумы, массовое участие огородников в публичных слушаниях, активное обсуждение темы в СМИ - все это не смогло изменить расстановку сил. На сессии Думы 6 июня пять (!) из 36 депутатов проголосовало за поправку садоводов к Генплану и шестеро воздержалось. Все остальные пошли на поводу у администрации, которая откровенно "путалась в показаниях" - то утверждала, что ради "высших интересов" города можно и пожертвовать интересами "немногих", то уверяла, что никаких принудительных изъятий не будет, а люди, мол, даже выиграют оттого, что их земли включили в зону коммерческой жилой застройки.

Абсолютно цинично чиновники поступили с итогами публичных слушаний, сформулировав в их протоколе официальное решение - "учесть при разработке планов реализации Генерального плана... возможность замены садоводств на жилую застройку". При этом сухие цифры того же протокола указывают, что абсолютное большинство принявших участие в слушаниях высказалось против выноса огородов за черту города, и лишь 1 процент от шести с половиной сотни участников обсуждения счел это целесообразным.

Правовые последствия

Итак, Генплан принят. Каковы последствия этого решения?

В течение года - под влиянием не прекращавшихся акций протеста - глава городской администрации Александр Ушаков, его зам Валерий Грахов, главный архитектор города Владимир Некрасов неоднократно заявляли, что садоводы не должны беспокоиться - если они сами не решат продать свои участки, то никто не сможет их заставить сделать это. Однако уже в конце мая, еще не дождавшись утверждения Генплана Думой, представители власти начали проговариваться.

24 мая, в Ижевске состоялась научно-практическая конференция по нацпроекту "Доступное и комфортное жилье". В докладе первого замминистра строительства Удмуртии Александра Ходырева четко говорится: "Еще одна задача, которая встает перед органами местного самоуправления - в целях освобождения под застройку территорий ветхого жилого фонда и садовых товариществ, которые занимают очень ценные земли в центральной части городов, необходимо ОТРАБОТАТЬ МЕХАНИЗМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. Это необходимо в связи с тем, что собственники строений и земельных участков порой не соглашаются добровольно освобождать их, часто НЕОБОСНОВАННО ЗАВЫШАЮТ ВЫКУПНУЮ ЦЕНУ".

Еще более откровенен был начальник республиканского Управления архитектуры и градостроительства Халил Багаутдинов, который заявил буквально следующее: "ИЗЪЯТИЕ УЧАСТКОВ для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. Дается перечень таких случаев. Однако УКАЗАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕ ЗАКРЫТЫЙ, поскольку в пункте третьем этой же статьи (ст. 49 ГрК РФ. - А.К.) указаны иные обстоятельства, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов российской федерации. СТАТЬЯ 83 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА как раз устанавливает такой дополнительный исключительный случай изъятия земельных участков в целях застройки В СООТВЕТСТВИИ С ГЕНЕРАЛЬНЫМИ ПЛАНАМИ городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки. Согласно Гражданскому кодексу РФ такое изъятие может быть осуществлено только путем достижения соглашения между органами самоуправления и собственником участка о выкупной цене и о других условиях выкупа. В выкупную цену включается: рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка. Кроме того, по соглашению с собственником ему может быть предоставлен другой земельный участок взамен изымаемого. ЕСЛИ СОБСТВЕННИК НЕ СОГЛАСЕН С РЕШЕНИЕМ О ИЗЪЯТИИ У НЕГО ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, не достигнуто решение о выкупной земле и других условиях выкупа, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПРИНЯВШИЕ РЕШЕНИЕ ОБ ИЗЪЯТИИ МОГУТ ПРЕДЪЯВИТЬ ИСК О ВЫКУПЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА. В Ижевске УЖЕ НАЧАЛИСЬ ПЕРВЫЕ СУДЫ, судебная практика нарабатывается. На прошлой неделе мы уже сделали запросы в 10 соседних регионов РФ, где по нашим сведениям проходят аналогичные суды, чтобы посмотреть и их опыт".

Вывод: Другими словами, принятый Генеральный план, позволяет властям запустить процедуру принудительного выкупа земли в интересах коммерческого застройщика. Первый рубеж обороны садоводами своих участков сдан противнику.

Механизм изъятия и эшелонированная оборона

Значит ли это, что борьба садоводов была напрасна, а дальнейшее сопротивление бессмысленно? То есть, если завтра к вам придут и, сославшись на принятый новый Генплан, предложат продать участок за 20 тысяч за сотку, угрожая, что в противном случае его "изымут для муниципальных нужд" за еще меньшие деньги, значит ли это, что следует поднимать руки вверх и принимать эти условия?

Конечно, нет.

Во-первых, твердое отстаивание своих интересов садоводами приводит к тому, что застройщик вынужден во много раз повышать предлагаемую цену. Так, например, на территории "Любитель-2" в одной из последних сделок, заключенных в рамках мирового соглашения в судебном процессе, застройщик ООО "Альянс" предложил уже более 600 тысяч рублей за огородный участок, а другому упорному садоводу сейчас подыскивает частный дом в черте города в качестве компенсации. И то - на эти условия садоводы согласились лишь в условиях фактически развязанного застройщиком террора - разрушения подачи водоснабжения, порыва электросетей, подачи судебных исков, блокирования проездов, через создание невыносимых условий для труда и отдыха. Если бы городские власти приняли надлежащие меры, чтобы обуздать беспредел застройщика, а не прикрывали его деятельность сомнительными постановлениями - исход был бы иной.

Во-вторых, борьба активистов Комитета защиты садоогородов г. Ижевска привела к тому, что ситуация вокруг огородов оказалась в центре общественного внимания - за ней следят СМИ, привлечено внимание федеральных и правоохранительных органов, чиновники вынуждены как-то оправдывать свои действия, застройщикам пришлось несколько охладить свой пыл: сегодня беспредельничает только "отмороженное" ООО "Альянс" в микрорайоне "Север", а фирма "Монолитстрой", рьяно взявшаяся за огородников Восточного поселка в прошлом году, заморозила свою деятельность.

В-третьих, сам механизм принудительного выкупа земли достаточно трудоемок и зависит от принятия решений вовсе не частными застройщиками, а конкретными должностными лицами и депутатами, на которых также можно и нужно влиять. Тем более, что все первые лица города публично обещали садоводам, что принудительного выкупа земли они не допустят.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, которые должна предпринять власть, чтобы приступить к изъятию земель садоводов, и формы борьбы садоводов:

  1. Разработка Правил землепользования и застройки г. Ижевска. ПРИНИМАЕТСЯ Городской думой.
    КОММЕНТАРИЙ: Важно, чтобы в этом документе были прописаны процедуры реального учета мнения населения.

  2. Принятие проектов планировки территории и проектов межевания территории, на которых ныне размещены садоводческие участки.
    УТВЕРЖДАЕТСЯ администрацией города и предполагает публичные слушания, в которых, согласно статье 46 Градостроительного кодекса РФ, участвуют "граждане, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов".
    КОММЕНТАРИЙ: Такими лицами, как раз будут являться садоводы, которым необходимо активно принять участие в этих слушаниях, особенно учитывая то, что теперь они должны будут проходить строго по принятой Гордумой процедуре и чиновникам не удастся "схитрить", как они это сделали в случае с Генпланом.
    Правда, в отношении микрорайона "Север" осенью такие слушания уже были проведены "Альянсом" (с нарушением процедур и фальсификацией итогов), а на Восточном поселке они были просто сорваны из-за неумелой организации "Монолистроя" (если администрация считает иначе - надо будет это опротестовывать).

  3. Принятие решения и отправка уведомления собственникам о предполагаемом изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с Генеральным планом.
    ИЗДАЕТСЯ исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, за 1 год до предполагаемого изъятия. Только через год (и не позднее 2 лет) после уведомления власти могут предъявить иск о выкупе земельного участка в суд (ст. 282 Гражданского кодекса РФ).
    КОММЕНТАРИЙ: Комитету защиты садоогородов г. Ижевска необходимо будет организовать общественное давление на конкретных должностных лиц, которые будут принимать данное решение - вплоть до требований персональной отставки. Кстати, если власти сейчас рьяно примутся за дело, то указанные процедуры придутся как раз на выборную кампанию в Госсовет УР, в которых будут принимать участие политические партии и конкретные кандидаты, тесно связанные по своим округам с действующими депутатами Гордумы.

  4. Судебный процесс о принудительном выкупе земли.
    ИСК ПОДАЕТСЯ муниципальным или государственным органом, принявшим решение об изъятии. Садоводы подают ВСТРЕЧНЫЕ ИСКИ.
    КОММЕНТАРИЙ: Если иск подадут не власти, а сам застройщик (как это сделало сегодня ООО "Альянс" против шести огородников на "Любителе-2"), то оспаривать будет необходимо саму правомерность этих исков (аргументы см. в Приложении).
    Если власти примут решение об изъятии под застройку конкретным коммерческим застройщиком, можно будет доказывать, что интересы коммерческого застройщика не являются "муниципальными нуждами" и требовать вмешательства прокурорского надзора.
    Если власти будут привлекать финансовые средства для выкупа земли (а это все равно достаточно большие для "нищего" муниципального бюджета Ижевска деньги) из кармана частного застройщика - это будет тоже основанием оспаривать наличие "муниципальных нужд".
    Ну и, конечно, надо будет добиваться по-настоящему независимой оценки рыночной стоимости столь ценных земельных участков. Настоящая рыночная цена отобьет всякую охоту в массовом порядке принудительно выкупать эти земли

  5. Выделение в бюджете города (или республики) средств на выкуп земли для муниципальных и государственных нужд.
    БЮДЖЕТ ПРИНИМАЕТСЯ депутатами: муниципальный бюджет - депутатами Гордумы Ижевска, республиканский - депутатами Госсовета УР.
    КОММЕНТАРИЙ: Садоводам требовать отказа от выделении в бюджете средств на принудительный выкуп земли. Таким образом, активистам Комитета защиты садоогородов да и всем садоводам сегодня, во-первых, не следует поддаваться панике. Но и, во-вторых, не следует успокаиваться от заверений властей и обслуживающих их СМИ, что "все хорошо, бороться нет нужды". То, что чиновники и аффилированные с ними коммерческие структуры настроены на самый жесткий вариант решения вопроса, показывает ситуация с беспределом, устроенным ООО "Альянс" на массиве "Любитель-2".

Сегодня Комитету защиты садоводов необходимо:

Добиться пресечения всех незаконных действий "Альянса" и отмены незаконных постановлений, прикрывающих деятельность застройщика. Привлечь виновных в нарушениях должностных лиц к персональной ответственности.

Собрать информацию, как голосовали конкретные депутаты по вопросу о "поправке садоводов" к Генплану посредством прямых вопросов садоводов к "своим" депутатам.

Организовать качественное информирование о всей ситуации вокруг проблемы изъятия, не допускать шантажа отдельных владельцев участков застройщиками.

Приложение

Письмо Правительства Удмуртской Республики в Октябрьский районный суд г.Ижевска по иску ООО "Альянс" Пояснение на исковое заявление о выкупе земельного участка, строения и плодово-ягодных насаждений

Правительство Удмуртской Республики считает, что исковые требования являются необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского Кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества. Не допускается, кроме случаев когда по основаниям, предусмотренным законом производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.

Порядок и условия изъятия недвижимого имущества и земельных участков для государственных и муниципальных нужд определены статьями 239,279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

В статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цены или других условия выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлено в течении двух лет с момента направления собственнику участка уведомления.

Из содержания приведенных норм следует, что правом обращения в суд с требованием выкупе земельного участка обладают государственный орган или орган местного самоуправления, к каковым истец не относится.

Также необходимо отметить, что ни Правительством Удмуртской Республики, ни исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики истец не наделялся правом на обращение в суд с иском о выкупе земельного участка.

Следовательно, ООО "Альянс" является ненадлежащим истцом по настоящему иску. 2. В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение государственного органа об изъятии земельного участка для государственных или муниципального подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Таким образом, согласно приведенным нормам принудительные отчуждение земельного участка находящегося в собственности граждан не допускается с соблюдением установленных условий и порядка лишь в случаях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд по требованию государственного органа или органа местного самоуправления.

Ссылка истца в обоснование своих требований и на постановления Администрации Ижевска, которыми истцу предоставлено право на разработку документации по планировке территории северной части микрорайона 17 жилого района "Север", не состоятельно, поскольку актами Администрации г. Ижевска не принято решение об изъятии спорного участка для муниципальных нужд.

Правительство Удмуртской Республики также не принимало решение об изъятии садового участка для государственных нужд.

Таким образом, решение об изъятии спорного земельного участка в установленном законом порядке не принималось, ответчик письменно об изъятии спорного земельного участка для государственных (муниципальных) нужд не уведомлялся. Следовательно, процедура изъятия земельного участка, предусмотренная статьями 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации, не соблюдена.

Изложенное свидетельствует о том, что спорный земельный участок не изымался для государственных или муниципальных нужд, следовательно, прекращения права собственности ответчика на спорные земельный участок и строение может быть осуществлено только с его согласия путем заключения договора, что соответствует положениям статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основания прекращения права собственности, Между тем, такой договор не заключен, поэтому его право собственности на спорное имущество по указанным в иске основаниям прекращено быть не может.

Кроме того, перечень оснований для принудительного изъятия у собственника имущества, предусмотренный статьей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

На основании вышеизложенного, Правительство Удмуртской Республики просит суд отказать истцу в удовлетворении его требований.

Представитель Правительства
Удмуртской Республики

 

А.Ю.Косырев

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]