САНКТ-ПЕТЕРБУРГ БЕЗ ТРАМВАЯ
ПРЕВРАТИТСЯ В НЬЮ-ШЕПЕТОВКУ
Весьма своеобразный подарок готовят подчиненные Валентины Матвиенко к
100-летию электрического трамвая в Санкт-Петербурге. Из источников,
близких к городскому правительству, нам стало известно, что в сентябре
2007 года по отремонтированному мосту лейтенанта Шмидта трамвай ходить
не будет. Косвенно данную информацию подтверждает закрытие 15 января
Василеостровского трамвайного парка и сообщение вице-губернатора
Александра Полукеева о необходимости снятия 30% трамвайных путей.
В сентябре 1907 года, когда новенькие вагоны электрического трамвая
вышли из Василеостровского трампарка, перспективы нового вида
общественного транспорта казались безоблачными. Первый в городе маршрут
начинался у здания Адмиралтейства, проходил по Конногвардейскому
бульвару, поворачивал на Николаевскую площадь (ныне площадь Труда),
затем через Николаевский мост (ныне мост лейтенанта Шмидта) переезжал на
Васильевский остров. На конечных остановках были выстроены крохотные, но
основательные домики, которые органично вписались в архитектурную среду
исторического центра. Трамвай ходил в трудные революционные времена, в
годы гражданской войны, в дни блокады Ленинграда.
Современных "хозяева города" сначала открыли туалеты в исторических
зданиях конечных остановок первых электрических трамваев в
Санкт-Петербурге. Потом один, который расположен рядом с мостом
лейтенанта Шмидта, приспособили по ресторан, а сейчас вообще закрыли.
Таким образом, городские чиновники, которые обещают сохранить
исторический центр и экологически чистый общественный транспорт, в
очередной раз обманули горожан.
Сначала снятие трамвайных путей нам объясняли необходимостью
дополнительных путей для машин. Рельсы сняли, но транспортных пробок не
уменьшилось, а даже увеличилось. Потом нас заверяли, что от вибрации,
которую создает трамвай, разрушаются здания. Хотя независимые эксперты с
цифрами в руках утверждают, что вибрация от автомобилей гораздо опаснее,
чем от трамваев. Теперь граждане видят, что дома в историческим центре и
на окраинах покрываются трещинами от аварий теплосистем, из-за
особенностей зыбких, болотистых грунтов, из-за уплотнительной застройки
и непродуманной реконструкции зданий. Затем нам говорили, что трамвай
убыточный вид бизнеса. Но в любом большом городе общественный транспорт
всегда дотируется из бюджета.
Совсем недавно на площади Труда установили современные трамвайные пути,
а на съезде с Ново-Никольского моста - новые стрелки и рельсы. Казалось,
еще чуть-чуть и трамваи снова весело покатят по Театральной площади.
Теперь, чтобы перебраться с Васильевского острова в Адмиралтейский
район, нужно садиться на автобусы или маршрутные такси. Таким образом,
чиновники за счет горожан расширяют частных бизнес весьма подозрительных
перевозчиков и открыто увеличивают прибыль бензиновых баронов вместе с
едким запахом выхлопных газов.
Напомню, что трамвай бережно сохранили на улицах Вены, Праги, Берлина,
Цюриха, Брюсселя, Амстердама, Хельсинки и Стокгольма. Его
восстанавливают в Лондоне и Париже. К Олимпиаде трамвайное движение
открыли даже в Афинах. Таким образом, каждый крупный европейский город
содержит и развивает трамваи для горожан.
Специалисты из международного общественного транспорта готовы
предоставить передовые технологии, Европейский банк реконструкции и
развития - инвестиции, российские предприятия - современные вагоны. Но
наши чиновники упорно отталкивают все предложения. Им интереснее
реализовывать такие сомнительные строительные проекты, как намыв
территорий на западной оконечности Васильевского острова, строительство
второй сцены Мариинского театра и 400-метрового небоскреба
"Газпром-Сити". На мой взгляд, команда действующего губернатора
Валентины Матвиенко упрямо превращает Санкт-Петербург в Нью-Шепетовку.
10 февраля 2007 г.
Михаил Дружининский,
Председатель Свободного профсоюза трамвайщиков Санкт-Петербурга