КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2024

 

ОРУЖИЕ ПРОТИВ БЮРОКРАТОВ

Когда соседей объединяет общая беда, то обычно все спорят - кто виноват больше всех?
К сожалению, очень мало среди них людей, которые обсуждают - что делать.
Еще меньше знают

Если местные чиновники или предприниматели открыто нарушают закон, то простые горожане, как правило, идут жаловаться в городскую прокуратуру. Но она, на мой взгляд, уже давно защищает лишь высокопоставленных бюрократов, депутатов с сомнительными заслугами и крупных бизнесменов. Поэтому отдельные горожане в борьбе против уплотнительной застройкой взяли на себя обязанности правоохранительных органов. Они сами проводят независимую экспертизу, собирают документы, пишут заявления в суд и выступают в суде, причем, зачастую ярче и эффективнее, чем дипломированные юристы. Одним из таких "народных адвокатов" является Михаил Орлов. Его оружие против бюрократов - упорное желание защитить справедливость, скрупулезное знание законов, расчетливое умение применять его на практике и солидная доказательная база в виде толстой папки документов.

Конфликт начался в конце 2000 года, когда строители огородили две площадки вплотную друг к другу - обе шириной 1,5 метров, но одна длинной 48 метров, а другую около длинной 15 метров. Затем они стали срубать деревья, фактически уничтожать детскую площадку между домами NN 74 по 15 линии и N 79 по 16 линии, а также - здание N 83 - памятник промышленной архитектуры 1850-х, который находится на учете в КГИОП. Затем - сносить все одноэтажные строения. Кирпичный забор между жилым домом N 79 и офисным зданием N 81, где расположено ЗАО "Лендорстрой-2", по 16 линии высотой около 5 метров, выражаясь официальным языком, из противопожарного ограждения низкой степени капитальности с низким фундаментом заложения стали реконструировать в несущую стенку для нового здания. Говоря простыми словами, потихоньку возводить новое капитальное сооружение. Тихий и ухоженный двор превратился в склад строительных материалов и зону интенсивного проезда большегрузной техники.

В феврале-марте 2001 года жильцы стали задавать официальным лицам вопросы: кто возглавляет строителей, кто дал разрешение, на основании каких документов. Из формальных отписок выяснилось, что планируют здесь сделать трехэтажное здание с гаражом, что возглавляют стройку боссы из ЗАО "Ледорстрой-2", что разрешение было получено у прежнего главы городского правительства В.В.Яковлева, а лоббировал стройку тогдашний руководитель Василеостровской районной администрации А.А.Евстрахин. Весной 2002 года жильцы начали делать запросы в городскую противопожарную службу, главному санитарному врачу города, письмо в архитектурно-строительный надзор, в администрацию района, в муниципальный совет, в Государственную Административно-техническую инспекцию на Манежную площадь, в районное ГУЖА, в комитет по градостроительству и архитектуре, в службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Михаил, во-первых, проанализировал успешный опыт борьбы с теми, кто пытался построить пивные павильоны на Большом проспекте Васильевского острова, во-вторых, сумел объединить вокруг себя не только соседей-единомышленников, но и привлечь в свои ряды депутата Муниципального Совета N 8 Лидию Борисовну Смоляницкую с квалификационным аттестатом Росстроя. Специалисты объясняли основы Градостроительного и Жилищного кодекса, рассказали про практику применению нормативных документов.

Решили делать фотографии, фиксировать все этапы строительства. Услышали, что в подобных случаях простым людям очень эффективно помогает депутат городского Законодательного Собрания Алексей Ковалев. Созвонились и встретились с его помощником N Виктором Смирновым. Составили грамотные запросы. Ответы на них фигурировать в судебных разбирательствах. Постепенно выяснилась интересная картина, что нет важнейших документов, которые необходимо получить до начала строительства, хотя первый этаж уже готов к 2002 году. Как только получили информацию из органов надзора, сразу составили перечень нарушений нормативных требований, поняли, что этого объекта не может существовать около жилого дома. Весной 2001 года начались работы по фундаменту и возведению несущих стен, в июне-июле стали устанавливать перекрытие для первого этажа, а в августе 2001 года, когда Михаила не было в городе, обвалились перекрытия. Тряхануло даже соседние дома. Люди осознали, что подобное строительство N угроза их жизни. У многих жильцов отпустились руки, а у некоторых от нервного напряжения начались припадки эпилепсии. Приехав из отпуска, Михаил сказал своим соседям, что нужно было вызывать журналистов, чиновников и МЧС, нужно было зафиксировать опасные для их жизни последствия, фактически, уголовного преступления.

Собрав необходимую информацию, в октябре 2002 года жители в первый раз обратились в суд в Василеостровский суд. Но судья Надежда Николаевна Найденова отказалась принимать иск к рассмотрению. Получив отказ в Василеостровском суде, уже через месяц отправили документы в Ленинский суд. На первом заседании суда потребовали запрета на строительство как меру обеспечения иска, который был введен с 5 декабря 2002 года по 15 мая 2006 года.

Уже в ходе судебных слушаний выяснили, что рабочие не могут возводит здание без согласия жильцов, особенно тех трех квартир, окна которых обращены на строительство. Были угрозы и уговоры. В конце 2003 - начале 2004 года строители купили согласие некоторых жильцов, как потом в частной беседе признались соседи, за $ 4, 5 тысяч города.

В апреле 2004 года подготовили другой иск - по обязательствам согласования проекта, который взял на себя застройщик "Лендорстрой-2", но не выполнил. Отослали документы той же госпоже Найденовой, но получили отказ.

В 16 декабря 2004 года Василеостровский суд решил отказать жителям в запрете строительство капитальной стены вплотную к несущей стене жилого дома. Но удалось получить все необходимые документы: требования состава проекта комитета по градостроительства; проектирование с учетом несущих конструкций. Узнали о требованиях КГА к содержании проекта, об обязательном согласовании с собственниками помещений, имеющих общие конструкции с конструированным помещениями, об обязательном обследовании смежных и нижерасположенных квартир. Кстати, чтобы получить необходимую информацию, необходим доступ к этим жилым помещениям. Увязали требования строительных норм с нормами права.

Тем временем строители не смогли или не захотели предоставить гражданам всю необходимую документацию. Они нашли лишь официальный проект и экспертизы. У команды Михаила Орлова возникло множество вопросов и сомнений. Следует отметить, что предусмотрительные горожане заранее позаботились о достоверной информации. Еще в ноябре 2003 года, видя, как ведутся работы у них под окнами, они получили обследование оснований фундаментов и основных несущих конструкций дома N 79 по 16 линии Васильевского острова, подписанное ведущими специалистами государственного Университета путей сообщений доктором технических наук, профессором В.М.Улицким, кандидатом технических наук, доцентом В.Е.Козловским. Обследование указало на трещины по потолку с обрушением штукатурки до металлических балок, по капитальной стене, по перегородке в продольных несущих стенах с уличной стороны, в месте сопряжения с соседним зданием, в примыкании потолка к перегородкам и капитальным станкам...

По мнению экспертов, при замене несущих конструкций, в том числе и фундаментов, была изменена первоначальная геометрия здания, поэтому фактически было новое строительство. На момент проведения обследования 4 октября 2003 года произошло обрушение кирпичной стены, примыкавшей к соседней постройке дома N 81 в непосредственной близости жилого здания, которая и представляла наибольшую угрозу для жизни. В настоящее время наблюдается неорганизованный сток атмосферных вод с недавно возведенного дома N 81 к стене жилого здания за N 79, что приводит к неравномерным просадкам фундамента.

Ведущий сотрудник ФГУНПП "Геологоразведка", кандидат технических наук Римма Александровна Измайлова отметила, что в актах комиссии МВК ГУЖА Василеостровского района от 23 февраля 2003 года не отражена реальная деформация грунтов под фундаментом дома N 79, которые произошли во время работ по нулевому циклу здания N 81 в июне-июле 2001 года. Потому что в июле-августе 2003 года строители бетонировали перекрытия первого этажа. Таким образом, произошло значительное увеличение нагрузки на грунт. Отчет, по мнению независимых экспертов, не отражал реальное положение дел, потому что в нем содержаться схемы и расчетные нагрузки на фундамент и строительные конструкции одноэтажного строения, а фактически там планировали возвести трехэтажное здание.

Главный инженер ГУП "Трест ГРИИ" Б.М.Коршунов подтвердил, что инженерно-геологические изыскания по адресу 16 линия, дома 79 и 81 не проводились. А данные по скважинам глубиной 76 и 100 метров, пробуренные институтом "Ленметропроект" в 1974 и 1990 года, не могут быть использованы для проектирования здания, так как не содержат сведения о физико-механических свойствах грунтов.

Официальные эксперты пренебрегли требованиями нормативов инженерной геологии, отсутствием достоверной информации, тем самым нарушили статьи 47, 48 и 49 Градостроительного кодекса РФ.

В апреле-мае 2004 года команда Михаила Орлова проиграли городской суд. В конце мая строители закладывают окна, где жили люди. Опять полетели запросы в ГУЖА и в администрацию района с требованием предоставить акты скрытых работ, экспертное освидетельствование смежных и нижних квартир, отчет по техническому надзору за проведение работ. Михаил требовал с доказательствами на руках привлечь к уголовной ответственности руководителей федерального подразделения МТУ Ростехнадзора. Был также отдельный запрос о наличии разрешения на проведение работ. Такие документы побоялись подписать даже тертые чиновники. Были даны честные ответы, что ничего выполнено не было.

Снова почтальоны стали разносить письма с уведомлением о вручении в жилищную инспекцию, в городскую и районную прокуратуру. Мол, сначала чиновники организовали нелегальную стройку, потом - "по понятиям" влезли в жилой дом.

Поняв, что в российских судах справедливости найти очень трудно, 29 сентября 2005 года за 5 дней до истечения срока Михаил Орлов в обычном конверте с обычной городской почты отправил заявление в Европейский суд по правам человека. В приложении - 96 документов и доказательств. Ответ о приеме документов пришел в конце ноября 2005 года. Дышать и бороться стало легче. Люди почувствовали вкус победы.

Михаил и его товарищи, как обычные граждане, не поленились написать восемь (!!!) жалоб в городскую прокуратуру. Большинство ответов, как письмо и.о. прокурора города, государственного советника юстиции С.И.Литвиненко за N 7-635-02 от 12.03.2007 года, сводились к тому, что проверки были проведены, нарушений не выявлено и никаких действий профессиональные защитника закона предпринимать не будут.

Интересное письмо за N 7-635-02 от 22.03.2007 года, больше похожее на заклинание, отправила начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы, старший советник юстиции Е.М.Бухарина. Она добросовестно перечислила даты всех мотивированных, с ее точки зрения, отказов: 14 мая 2004 года, 16 августа 2004 года, 4 июня 2005 года, 23 августа 2005 года, 17 января 2006 года, 10 июня 2006 года, 25 декабря 2006 года и 12 марта 2007 года. Поскольку, по мнению прокурора, в девятом обращении Михаила новых доводов нет, проверки проводиться не будут. Но Михаил к тому времени уже отправил все документы в Генеральную прокуратуру и в Европейский суд по правам человека, поэтому жалоб и требований проверок в городской прокуратуре меньше не стало. Но они уже направлялись уже не с Васильевского острова, а из Москвы и Европы.

Летом 2006 года Михаил Орлов и его единомышленники, намучавшись с перепадами напряжения и внезапными отключениями электричества стали оспаривать разрешение на прокладку силового кабеля на строительную площадку. Руководство ГАТИ в своем официальном письме N 01-05-3945/06-01 от 24.01.2007 года, подписанное заместителем начальника инспекции А.И.Кузнецовым, сообщило Михаилу Орлову и его соседям, что все требования по обеспечению безопасности выполнены и согласования получены. Однако В.И.Карпов, начальник Кабельной сети Островного района - подразделения ОАО "Ленэнерго", в своем ответе депутату ЗакСобрания А.А.Ковалеву буквально следующее: согласно оперативной документации Островного района Кабельной сети ОАО "Ленэнерго" заявки о повреждении кабеля 0,4 кВ в августе 2006 года от ЗАО "Лендорстрой-2" в оперативно-диспетчерскую службу Островного района не поступало; разрешение на прокладку кабеля 0,4 кВ от ТП-1227 до ГРЩ-0,4 кВ ЗАО "Лендорстрой-2" в августе-сентябре 2006 года в Островном районе не регистрировалось; справки на получение дополнительной мощности для ЗАО "Лендорстрой-2" отделом присоединения ОАО "Ленэнерго" в 2006 году не выдавалось.

Видимо, чтобы не краснеть перед своими европейскими коллегами из-за того, что обычный российский гражданин знает российское законодательство лучше, чем сотрудники прокуратуры, из Москвы стали приходить более грамотные ответы. Так, в своем официальном письме N 31/1-124/06 от 27.03.2007 года заместитель начальника управления Генеральной прокуратуры в Северо-Западном федеральном округе, старший советник юстиции С.В.Лакота признал, что руководство МТУ Ростехнадзора по СЗФО допустило нарушения действующего законодательства при надзоре за ходом работ, проведенных ЗАО "Лендорстрой-2" по адресу Васильевский остров, 16 линия, дом 81.

Вместе с тем представитель Генеральной прокуратуры не видит нарушений Ленинского районного суда от 17 мая 2006 года по делу N 2-43, поскольку оно не содержало запрета на осуществление данных работ. Также он не видит оснований для привлечения к уголовной ответственности руководителей федерального подразделения МТУ Ростехнадзора. В сентябре 2006 года граждане, проживающие в доме N 79, написали заявление губернатору Санкт-Петербурга Валентине Ивановне Матвиенко. В нем они жаловались на факт проведения строительных работ по реконструкции части фундамента своего дома без согласования с правообладателями здания. Кроме того, они ссылались на требования Санитарных Правил и Норм (СанПиН), которые запрещают подобное строительство. Главным аргументом, является неустойчивость грунтов, особенно на Васильевском острове. Поэтому выполнение любых строительных работ даже по одному дому несет в себе значительный риск разрушения многих зданий. Таких примеров, как трагедия дома Мурузи на Литейном проспекте, в нашем городе великое множество. Жители потребовали, предоставить разъяснения по нормативным документам при реконструкции существующих зданий, во-первых, о порядке и объеме получения проектно-разрешительной документации, инженерно-геологических изысканий и инструментально-технических экспертиз основных несущих конструкций здания, во-вторых, о наличии проекта реконструкции у ЗАО "Лендорстрой-2".

В рамках судебного разбирательства была проведена судебная экспертиза. Но она не выяснила причинно-следственную связь между повреждением дома N 79 строительством нового дома N 81.

Более того, председатель комитета по градостроительству и архитектуре городского правительства А.П.Викторов в своем официальном ответе N 1074 б/5 от 26.09.2006 года ответил любопытным и настойчивым горожанам, мол, ищите всю документацию в Службе государственного строительного надзора и экспертизы.

Прошли жильцы испытание шантажом со стороны работников районной администрации. Так, летом 2002 года после первых жалоб в прокуратуру появились объявления следующего задержания "Уважаемые жильцы дома N 79 по 16 линии! Ставим Вас в известность, что задолженность по квартплате составляет 41436=00 рублей. Администрация Василеостровского района предлагает Вам погасить задолженность до 21.08.02 года. В случае непогашения задолженности, 22.08.02 г. дом будет отключен от жизненно важных коммуникаций. Территориальное управление". Другое "Внимание квартиросъемщиков и собственников жилья! Администрация Василеостровского района доводит до Вашего сведения: при задолженности по квартирной оплате и коммунальному обслуживанию СВЫШЕ ТРЕХ МЕСЯЦЕВ услуги по водоснабжению, теплоснабжению, а также по плановому бюджетному ремонту и уборке лестниц БУДУТ ПРЕКРАЩЕНЫ. Администрация Василеостровского района". Инициатором сомнительных с точки зрения закона, по мнению правозащитников, был глава Василеостровской администрации А.А.Евстрахин.

В ответ возмущенные жильцы написали на него жалобу в городскую прокуратуру. Однако, местные защитники закона, как обычно, ответили формальной отпиской. Затяжная информационная война закончилась отставкой А.А.Евстрахина.

21 февраля 2007 года Ленинский районный суд под председательством Н.И.Корчагиной вынесла решение о запрете строительства и ввода в эксплуатацию элитного жилого "новодела" за N 81 на 16 линии Васильевского острова. Сейчас руководители ЗАО "Лендорстрой-2" пытаются обжаловать это решение в вышестоящих судебных инстанциях.

Поэтому жители не успокоились. 12 мая 2007 года они написали жалобу Президенту В.В.Путину, Генеральному прокурору Ю.А.Чайке и в Европейский суд по правам человека на преступное бездействие прокурора Санкт-Петербурга С.П.Зайцева и его заместителя С.И.Литвиненко в отношении незаконных действий руководства ЗАО "Лендорстрой-2" и откровенного шантажа бывшего главы Василеостровского района А.А.Евстрахина.

Если проверенным оружием против бюрократов и победным опытом Михаила Орлова овладеют борцы с уплотнительной застройкой, то большинство высокопоставленных чиновников Санкт-Петербурга скоро будут сидеть не в мягких креслах в своих кабинетах, а в суде на жесткой скамье подсудимых!

09 июня 2007 г.

 

Михаил Дружининский,
представитель Комитета единый действий
по защите социально-трудовых прав граждан

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]