КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2022

 

 

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАИЗНАНКУ

Вам случалось раскаиваться и клясть себя, получив просимое? Решение, казавшееся единственно возможным, подчас оказывается хуже самой проблемы. В таком положении оказались 100 тысяч работников АвтоВАЗа и около миллиона жителей Тольятти, оставленные государством на милость корпорации Ростехнологии.

Как это может быть? - спросите вы. А вот как. Когда кризис "внезапно" обрушился на неуклонно теряющий долю рынка отечественный автопром, поставив вопрос о его дальнейшем существовании, стало ясно, что "проблему АВТОВАЗа и Тольятти" нельзя игнорировать.

Это стало ясно, прежде всего, наиболее сознательным представителям рабочего класса Тольятти, входящим в профсоюз "Единство". "Единство" выступило организатором митинга 6 августа 2009 года в Тольятти, где горожане и заводчане выразить свое мнение и попытались донести его до властей предержащих. Участники митинга поддержали требование национализации АвтоВАЗа без права последующей приватизации. В этом требовании нашли выражения народные чаяния и надежды на государство как на единственный в стране субъект, способный обеспечить, порядок, стабильность, продолжение работы завода и т.п. Устав от чехарды со сменой собственников, которые неизменно оказываются временщиками, не только опустошающими заводскую кассу, но и вредящими своими некомпетентными решениями и без того проблемному производству, люди обратились к "главному" в стране: "Приди, владей нами". И оно пришло. Нет, не государство. Новый начальник ВАЗа - корпорация Ростехнологии, которой был передан государственный пакет акций компании, - теперь является полномочными представителем государства на ВАЗе и в Тольятти, и все вопросы, которые граждане хотели бы задать государству, теперь нужно адресовать корпорации "Ростехнологии". Это явствует из ответа на резолюцию митинга 6 августа, полученного "Единством" от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (сама же резолюция, кстати, направлялась президенту и премьер-министру РФ).

Что же получается? За что боролись, тем, как говорится, на лбу шишку набили. Пока что новое "государственное" начальство АвтоВАЗа оказалось для заводчан и тольяттинцев хуже старого. "Милого и интеллигентного" Бориса Алешина, до последнего воздерживавшегося от массовых сокращений, в Тольятти не раз вспомнят добрым словом, проклиная уже начавших топ-менеджеров "Ростехнологий": они уже начали резать завод "по живому", да еще такими жирными кусками, не мелочась (36 тысяч работников планируется уволить до конца года). Печальный опыт, однако, подсказывает, что и это, возможно, далеко не худший сценарий.

Надежды на государство оказались обманутыми еще и потому, что от имени государства на заводе уже давно орудует группа анонимных лиц, работающих как бы на корпорацию. Эти люди умудрились превратить худо-бедно прибыльное предприятие (конечно, отягощенное проблемами, но до 2005 года все-таки приносившее прибыль) в фактического банкрота. Требование национализации, удовлетворенное путем передачи государственных акций АвтоВАЗа корпорации "Ростехнологии", окончательно закрепило положение, при котором судьбы рабочих и горожан решаются безвестными временщиками, не несущими никакой ответственности ни перед кем, кроме своих "патронов". Им не нужна прибыль. Им, конкретным лицам, нужен чистоган, получить который можно другими способами - начиная от распродажи имущества предприятия и кончая освоением миллиардов государственной помощи. В этом-то, похоже, и состоит основной бизнес новых "хозяев", получивших от государства "лицензию на ВАЗ".

Тем временем на полном серьезе высказываются идеи о развитии на технической базе автозавода производства... игрушек. Когда читаешь о таких предложениях в серьезных изданиях, невольно хочется ущипнуть себя: не сон ли это? Однако нет, не сон и на календаре не 1 апреля. Поймите меня правильно, я не против игрушек. Очень даже за. Игрушки, появление мастерских, цехов, предприятий малого бизнеса, развитие ремесел - все это прекрасно. Однако всерьез обсуждать замену массового производства автомобилей игрушками нельзя. Впрочем, чем дольше живешь в нашей стране, тем меньшему удивляешься. Игрушки? Тольятти - мировая игрушечная столица? Что-то похожее уже было. Правда, там о шахматах говорилось.

Так что в случае с национализацией уместно вспомнить мудрый совет-притчу: будьте осторожнее со своими желаниями, иногда они имеют свойство исполняться. А национализация в условиях "приватизированных" государственных полномочий оборачивается приватизацией с еще худшими последствиями. Прошлые "хозяева", хоть их и называли "бандитами", хотя бы были заинтересованы в долгосрочном продолжении своего, легального, бизнеса, да и государства боялись. Этим же, похоже, ничего не страшно. Они сами как бы государство.

17 сентября 2009 года

 

Ляпин Андрей,
Тольятти, "Рабкор"
ИА "ИКД"
http://www.ikd.ru/node/10951

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]