КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2024

 

 

НУЖНА ЛИ ОППОЗИЦИЯ РОССИИ?

Александр Градский, певец и композитор, недавно заявил, что сильная оппозиция власти пока не нужна.

"Возможно, сейчас такое время, что обсуждать, спорить и метаться в поисках максимально верного решения нам некогда. Представьте, что страна - это бегун, которому нужно преодолеть дистанцию. Он пытается бежать как можно быстрее, а его всё время дёргают за трусы и говорят: "Не так бежишь!..", - заявил Градский ("Аргументы и факты", 2009, N 44). На это не вполне корректное обоснование можно было бы и не обратить внимания, если бы оно не было напечатано в самой многотиражной газете страны и его автором не был бы уважаемый человек.

В чём же недостаточная корректность этого обоснования? Даже оставим в стороне, что вообще-то найти время для обсуждения перед принятием любого (не обязательно максимально верного) решения по тому или иному вопросу крайне желательно, если не необходимо. Есть смысл остановиться на другом, гораздо сильнее бьющем в глаза изъяне обоснования.

Так кто же всё-таки этот бегун, которого не должна "дёргать за трусы" оппозиция: страна или власть? Уж если говорится о власти, которой не нужна сильная оппозиция, то и в примере речь должна идти именно о власти (а не о стране): представьте, что власть - это бегун (а не страна - это бегун, как в цитате)! Власть и страна - разные понятия. Это, пожалуй, даже не обоснование, а своего рода "фокус", основанный на подмене понятий. "Фокус", думается, сделан не умышленно. Но так получилось. Получилось как получилось.

Страна сейчас не то что не "бежит", а даже не "шагает", топчется на месте и даёт "задний ход". Одна из главных причин этого, убеждён, - не вполне адекватная интересам страны, общества власть. Вот власть-то обязательно следует "дёргать за трусы" и требовать от неё, чтобы она лучше работала и чтобы страна "бежала". А если она этого не сделает - сменить её. Большая часть её решений и действий "работает" против того, чтобы страна "бежала". А одна из главных причин неадекватности власти - отсутствие сильной, конкурентоспособной по отношению к ней, оппозиции. Если бы такая оппозиция была (как в развитых странах с рыночной экономикой), решения и действия, тормозящие развитие страны, были бы, думается, просто невозможны.

Почему, в частности, нельзя отождествлять власть и страну? Власть предержащие - это отдельная общественная прослойка. И у неё есть свои собственные интересы. Это люди, а людям свойственно заботиться прежде всего о себе. Это по марксистко-ленинской, умозрительной, теории, люди приходят к тому, что ставят общественное выше личного. Это красиво, но это - утопия. Проверку практикой эта теория не выдержала.

Так вот, собственные интересы власть предержащих (на всех уровнях системы власти) далеко не всегда совпадают с интересами остального населения, общества в целом. И у власти всегда есть соблазн действовать в свою пользу, а не в пользу других. И вот для того-то, чтобы власть предержащие побольше действовали в пользу общества, страны и поменьше для себя, и необходима настоящая, конкурентоспособная оппозиция. Боязнь потерять власть (а она появляется только при сильной оппозиции) - вот что, думается, прежде всего стимулирует её работу, иначе власть может перейти к оппозиции, а это для действующих властных структур (особенно в России) - нож острый.

Вопрос о необходимости сильной оппозиции - как раз то, что российская власть решает в свою пользу: такой оппозиции в России нет. Для общества, страны в целом сильная оппозиция действующей власти - это насущная потребность. Будь она в стране, дела шли бы, убеждён, много лучше. Сильная оппозиция объективно, даже просто самим фактом своего наличия, работала бы на благо общества. Пусть сильная оппозиция, как коршун, кружится над властью и мгновенно "вцепляется" в её необоснованные решения и действия, да так, чтобы мало не показалось. Пусть власть предержащие боятся, что её потеряют и она перейдёт к оппозиции. Всё это на пользу людям, стране, обществу.

Но власти сильная оппозиция ни к чему. Она для неё опасна: ведь может и верх взять. Поэтому властные структуры в России и не предпринимает необходимых мер для ускорения движения к подлинной самоорганизации людей для защиты своих прав, для появления настоящей оппозиции, сильных профсоюзов и т.д. Ограничиваются мерами, принципиально не улучшающими организацию жизни общества, типа создания Общественной палаты.

В подтверждение можно привести, к примеру, такой факт. В конце октября 2009 года на заседании Общественной палаты первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации В. Сурков призвал Общественную палату вовсе отказаться от оппозиции власти. По его мнению, "в нашей кремлецентрализованной стране надо быть в оппозиции к проблемам, которых не решает власть, а не в оппозиции к самой власти".

Как это: быть в оппозиции по отношению к проблемам, но не к власти?! Большая часть социально-экономических проблем создана именно властью, федеральными госорганами. И они же с упорством, достойным лучшего применения, "стеной стоят" на пути их разрешения. Примеры? Пожалуйста.

В конце 90-х годов минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был установлен в размере 10% прожиточного минимума (ПМ)!!! Затем - вплоть до 2009 года - ПМ продолжал быть в разы больше МРОТ!!! Да и сейчас ПМ на 30% больше МРОТ!

"С лёгкой руки" федеральных госорганов средний размер пособия по безработице даже в конце 2008 года составлял лишь 1,5 т.р. (треть ПМ), а минимальное - 781 рубль (менее 17% ПМ)!!! При этом на иждивенцев безработному гражданину не доплачивают, сколько бы их в семье ни было, то есть по сути на всю семью менее 17% ПМ одного человека!!! С 2009 года - минимальное пособие 850 рублей, аж на 69 рублей больше. Это тоже меньше 17% ПМ!!! Если поделить 850 рублей на 30 и на 31, получится 28,3 и 27,4 рубля в расчёте на день. А если у безработного гражданина есть один иждивенец, то на каждого придётся в два раза меньше - по 14,2 и 13,7 рубля, то есть не хватит даже на буханку хлеба! А ведь нужны ещё и другие продукты, нужно одеваться, обуваться, оплачивать жилище, газ, электроэнергию, транспортные и другие услуги и т.д. и т.п.!!!

Такое положение тем более неприемлемо и недопустимо для России, где многие семьи до сих пор живут от получки до получки, а то и занимают, чтобы "дотянуть" до зарплаты, и, значит, к началу периода безработицы люди могут находиться "на нуле". Согласно исследованиям Национального агентства финансовых исследований, у 73% населения России запасов сбережений нет. (В 80-х годах сбережения были у 70% людей, а сейчас 70% их не имеют.) Вот цитата из материала "Безбедные и безнаказанные" (в нём о власть предержащих) в газете "Аргументы и факты" (2009, N 38, стр. 6): "Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума в 1-м квартале 2009 г. увеличилось на 32% и достигло 24,5 млн человек. Если называть вещи своими именами, то это значит, что 24, 5 млн человек ГОЛОДАЕТ!".

Казалось бы, нашёл себе новую работу - и нет проблем. Однако во многих случаях это совершенно нереально: тем более - в условиях кризиса, тем более - в моногородах, тем более - в сельской местности, тем более - в особенно трудоизбыточных, южных, регионах страны (не может быть, чтобы в госорганах не понимали, что проблемы труда и занятости - одна из главных причин того, что в этих регионах, мягко говоря, неспокойно) и т.д. Совершенно очевидно, что на пособие в 850 рублей прожить невозможно, и тем более поддерживать себя в необходимой трудовой форме для последующей, после периода безработицы, работы в экономике! Дополнительный источник доходов для безработных граждан - общественные работы. Но возможность участия в них имеется далеко не всегда.

Далее. Людей, которых лишили работы и/или заработка, федеральные госорганы зачисляют в занятые и отказывают им в пособии по безработице, хоть в каких-то средствах к существованию! Хотя обязательность защиты от безработицы прямо установлена Конституцией (ст. 37)! Речь прежде всего идёт об отправленных в длительный неоплачиваемый "отпуск". Конечно же, это не отпуск, а самая настоящая безработица! В принципиальном отношении такой "отпуск" не имеет ничего общего с отпуском, в том числе и с отпуском без сохранения заработной платы (ст. 128 Трудового кодекса), который предоставляется по просьбе трудящегося.

В такой же "отпуск" человека отправляют вопреки его желанию, и называть это отпуском, конечно же, неверно в принципе, даже если человек и подал - под давлением администрации - заявление об "отпуске". Ничего себе отпуск: у людей нет работы, заработка, средств к существованию, не на что кормить семью, иждивенцев, а они, оказывается, "благоденствуют" в отпуске!!! У них нет ни работы, ни заработка, средств к существованию, а они, оказывается, заняты?! Как это?! Совсем не требуется "опускаться в глубины" экономики труда, чтобы понимать, что без работы и заработка, средств к существованию быть занятым в экономике невозможно!

Но федеральные госорганы как бы говорят нашим не самым успешным и не самым гораздым отстаивать свои законные права соотечественникам: несмотря на то, что у Вас нет работы и заработка (средств к существованию), вы - заняты, у вас есть рабочее место, защищать вас от безработицы оснований нет. Но чем человек во время этого "отпуска" занят-то (в экономике)?! Где у него во время этого "отпуска" рабочее место?! Под кроватью, что ли, спрятано?! Окажись должностные лица из МЗСР, Роструда, МЭР, Росстата, Правительства, Госдумы, Совета Федерации и т.д., "обосновавшие" и отстаивающие такую, не поддающуюся осмыслению, позицию, они, думается, вряд ли стали на ней настаивать.

Другая категория трудящихся, у которых фактически нет заработка, средств к существованию, но которых федеральные госорганы тем не менее тоже зачисляют в занятые, - те, кому подолгу, месяцами, не платят за работу. Жене автора этих строк и её сотрудникам не оплачивали работу ровно пять месяцев подряд: за январь-май. У них есть работа в экономике, но фактически нет заработка. На первый взгляд может показаться, что они заняты: ведь работают. Но это только на первый взгляд! Трудовая занятость (суть) - это работа, приносящая заработок. То есть, чтобы быть занятым, необходима не только работа, но и заработок. Нет заработка - человек безработный! Беззаработица - это и есть безработица!

Согласно документам Международной организации труда, безработный (суть) - это тот, у кого нет доходного занятия (если он в нём нуждается). То есть: раз нет заработка (дохода от работы), человек безработный (! даже если есть работа и человек работает).

Что получается? Люди работают. Предприниматели вразрез с Конституцией, обязывающей вознаграждать за труд, фактически лишают их этого вознаграждения (с чисто экономической точки зрения - отчуждают в свою пользу им не принадлежащее, по сути воруют у тех, кому по праву принадлежит заработанное). Федеральные госорганы уже не один десяток лет допускают такое вопиющее нарушение Конституции страны. И, кроме того, сами, по сути тоже вопреки Конституции страны (обязывающей защищать от безработицы), лишают их ещё и пособия по безработице! Люди остаются вовсе без средств к существованию! На что жить, содержать семью, иждивенцев, на что хотя бы поддерживать трудоспособность?!

Аналитики констатируют: в России много бедных среди занятых! А стоит ли удивляться? Ведь занятыми федеральные госорганы считают и тех, у кого нет ни рубля заработка!!!

А статьёй 142 Трудового кодекса установлена по сути обязательность работы даже и без вознаграждения за труд (по сути тоже в нарушение Конституции, установившей необходимость такого вознаграждения)!!! Обосновать такие решения власти, "работающие" против конкретных людей и всего трудового потенциала страны, а значит, и против экономики и России в целом, невозможно ни с чисто экономической, ни с социальной, ни с правовой, ни с каких-либо других точек зрения.

Недопустимо экономить (как это уже не одно десятилетие делают федеральные госорганы) на средствах (зарплате, пособиях по безработице и т.п.), необходимых для сохранения и развития трудоспособности людей. Слово "необходимых" подчёркнуто не зря. Если у человека нет этого необходимого хотя бы для поддержания своей трудоспособности, он неизбежно деградирует как работник. Если платить человеку меньше, чем это необходимо хотя бы для восстановления потраченных на работу сил и т.п. (или совсем не платить), то производительность его труда будет всё меньше и меньше. И в конце концов, раньше или позже, он полностью утратит трудоспособность ("протянет ноги"), и, следовательно, трудовой потенциал страны сократится.

Люди труда, их знания и умения, то есть трудовой потенциал страны, - это главный экономический ресурс и главное богатство общества, можно сказать, "фундамент" России. Экономия на зарплате, пособиях по безработице и т.п. оправдана лишь до экономически (социально и т.д.) обоснованных пределов. Переход этих пределов (что как раз и сделали федеральные госорганы), уверен, приводит к деградации части трудового потенциала страны, подталкивает к криминалу и бедности, этот "фундамент" разрушает.

Не все, конечно, идут на преступления и нищают. Люди-то ведь очень разные. Одни выкарабкиваются, другие же, уверен, пополняют ряды преступников, тех, кто копается в мусорных баках и т.п. Большая их часть могла бы "стоять в трудовом строю", а они (вследствие необоснованных решений и действий федеральных госорганов из производительной силы общества превращаются в нечто противоположное. Первый заместитель председателя Верховного Суда в отставке В. Радченко пишет ("Российская газета", 02.09.08 г., стр. 1, статья "Хорошо сидим"): "Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 миллионов - это четверть взрослого мужского населения". Необоснованная государственная политика в области воспроизводства человека как работника - это, думается, безусловно одна из причин преступности и т.п., а также низкой производительности труда, недостаточной эффективности экономики в целом. (Подробнее об этом - в материале "Никто за нас, россиян, этого не сделает. Почему так плохо организована жизнь в России?" на сайте "Эксперты для гражданского общества".)

В. Сурков как бы говорит: власть-то в России хорошая, в оппозицию к ней становиться не следует, а вот проблемы (которые сама же власть создала и отстаивает) - плохие, ату их! Так, что ли? Да нет, так ведь не бывает: невозможно быть в оппозиции к проблемам и не быть одновременно в оппозиции к тем, кто их создал и не разрешает. Утверждать обратное - что-то из области словесных упражнений, эдакая игра слов (преследующая тем не менее совсем не игрушечные, реальные цели). Борьба с общественными проблемами - это, обязательно, и борьба с властью, их создавшей (до тех пор, пока она не снимет эти проблемы сама или это не сделает другая, пришедшая ей на смену).

Мнение А. Градского (что сильная оппозиция власти не нужна) "льёт воду" на усугубление и ещё одной острейшей российской проблемы, в которой, думается, и коренится первопричина российских бед, в том числе и отсутствие настоящей оппозиции власти: мы, подавляющая часть населения России, по настоящему не самоорганизованы для защиты своих законных прав. Рассчитываем, что наши права защитит кто-то другой.

Фактически утрачено то, что было свойственно россиянам, к примеру, во времена Минина и Пожарского или Новгородского вече. И этим, думается, на современном этапе очень невыгодно отличаемся от развитых стран. Можно ли представить, чтобы, к примеру, народ Франции допустил установление властью МРОТ в размере 10% ПМ?! Или пособия безработному гражданину в 17% ПМ (фактически на всю семью)?! Сторонники этого мнения как бы говорят: не самоорганизованы, не сплотились в единое целое для защиты своих прав - и не надо; есть власть, она знает, что делает, самоорганизовываться и "дёргать за трусы" её не нужно.

Недавно с телеэкрана прозвучала такая фраза: если перестанем вступаться за других, то потеряем то, что делает нас людьми. Это очень верно подмечено. Пора уже активнее вступаться за других и за себя, по-настоящему самоорганизоваться, сплотиться в единое целое для защиты своих законных прав. Поправлять власть следовало бы активнее.

Дорогие соотечественники, давайте побыстрее двигаться в этом направлении!

09 ноября 2009 года

 

Леонид Гречишников,
до выхода на пенсию " сотрудник Минэкономики России,
экономист по труду, к.э.н.
ИА "ИКД"
http://www.ikd.ru/node/11579

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]