КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2022

 

 

АНДРЕЙ ВЕНЕДИКТОВ:
СТОРОЖ КРЕМЛЕВСКОГО ПОПУГАЙНИКА

Почему главный редактор "Эха Москвы" никогда не станет обвиняемым по делу о хищениях в министерстве обороны

Витрина демократии для НАТО

Феномен "Эха Москвы" долгое время не давал покоя продвинутым зарубежным политологам. Слыханное ли дело: один из столпов российской власти - великий и ужасный "Газпром" - владеет 66% акций радиостанции, на волнах которой регулярно несут на все корки "Единую Россию", правительство и - страшно подумать - президента Владимира Путина! Как можно такое терпеть? Почему вся редакция во главе с самодержавно правящим ею Алексеем Венедиктовым до сих пор не изгнана из своего уютного гнездышка на Новом Арбате, как была вышвырнута из Останкина прежняя редакция купленного "Газпромом" НТВ? Конечно 7-миллионная аудитория "Эха" много меньше, чем у НТВ, который смотрят не менее 125 миллионов, но треть слушателей радио - жители столицы, события в которой, случись у нас революция, окажутся решающими.

До декабря прошлого года считалось, что "Эхо" терпят исключительно ради старших партнёров из НАТО и Евросоюза, чтобы показать: свобода слова в России существует не только для оппозиционных газет, но и для электронных СМИ. В одном из эфиров прозвучало даже сравнение радио с попугаем, клетку с которым хозяин может в любой момент накрыть платком и задвинуть подальше. Правда по закону о СМИ "Газпром" не имеет права вмешиваться в работу Венедиктова, но зато согласно закону об акционерных обществах он может легко убрать Алексея Алексеевича и под угрозой изгнания заставлять его делать, что требуется.

"Существовало огромное опасение, и я его высказывал и публично - по радио, что "Газпром", взяв контрольный пакет акций радиостанции "Эхо Москвы", попытается влиять на нашу редакционную политику. - Признавал Венедиктов в интервью "Независимой Газете" 29 сентября 2005 года. - К моему изумлению - чтоб я так всегда ошибался - у меня сменились уже три начальника в "Газпром-Медиа": господин Йордан, господин Дыбаль, господин Сенкевич, но они не вмешиваются".

С того момента невмешательство продолжается, подтверждая функцию "Эха" как витрины российской свободы слова. Только 29 августа 2008 года на встрече с руководителями ведущих СМИ в Сочи лично Путин устроил разнос главному редактору. Национального лидера возмутили выступление писательницы-фантастки Юлии Латыниной, назвавшей российские войска вражескими, и рассказ публицистки Валерией Новодворской о том, как гадкая Россия превратила в террориста демократа и защитника Ельцина Шамиля Басаева.

Венедиктов признал ошибки, интервью с Новодворской было снято с сайта "Эха", саму её временно отстранили от эфира, Латынина признала себя дурой и ушла в отпуск, но никаких санкций не последовало. Да и раньше, когда Алексей Алексеевич ждал от Владимира Владимирович разгона редакции, он вместо этого получил ценнейший подарок.

"Люди, которые против меня - двух типов: враги и предатели. - Разъяснил Путин Венедиктову, когда тот брал у него интервью о гибели подводного ракетоносца "Курск". - Враги - это обычная история, с ними воюешь, потом заключаешь перемирие, потом партнёрствуешь, потом опять воюешь. Любая война заканчивается миром, и твой вчерашний враг становится твоим партнёром. А предатели - это те люди, которые были в твоей команде, поддерживали тебя изо всех сил, а потом, когда ты что-то не так сделал, они перебежали. И часто бьют в спину. Предатели, с ними никаких разговоров быть не может... Вы в этой системе координат, конечно, враг". ("Эхо Москвы", 20 сентября 2008 года).

Контрреволюция с бутылкой виски

Глава одной из крупнейших держав мира, называет тебя честным врагом, с которым можно партнёрствовать! Я даже приблизительно не могу назвать сумму, которую может стоить такая реклама, но как Венедиктов её отработал - давно уже не тайна. Произошло это в декабре 2011 года, когда протесты против традиционной фальсификации выборов в нынешнюю Государственную Думу оказались неожиданно массовыми.

Ожидалось, что на митинг 10 декабря, заявленный на Площади Революции придёт до 100 тысяч человек, которые могут двинуться и на Красную площадь. Кремль, конечно, устоит, но разгон такой толпы пройдет с неизбежными синяками и переломами, а может и трупами, что нанесёт серьёзный удар по мифу о всенародной поддержке власти. Оно Владимиру Владимировичу нужно было меньше чем за три месяца перед его президентскими выборами? Нужен был человек, который, являясь своим для всех участников, сможет грамотно разрулить ситуацию, и таковым оказался самый главный редактор самой свободной радиостанции, в друзьях которого, по собственному признанию, ходят "и Андрей Фурсенко, и Игорь Левитин, и Сергей Шойгу, и Валентина Матвиенко...". ("Новая Газета", 26 сентября 2011 года).

Венедиктов организовал в кабинете вице-мэра Москвы Александра Горбенко переговоры лидеров умеренно-оппозиционной Партии Народной Свободы (ПАРНАС) бывшего вице-спикера Государственной Думы Владимира Рыжкова, экс-вице-премьера Бориса Немцова (по телефону) и примкнувшего к ним либерального публициста Сергея Пархоменко с замруководителя президентской администрации Алексеем Громовым. Было решено, что Немцов с Рыжковым при информационной поддержке авторитетного среди оппозиционно настроенных жителей столицы "Эха" перенесут митинг на расположенную по другую сторону Москвы-реки Болотную площадь. После чего Кремль поможет ПАРНАСу занять достойное место во главе оппозиции. Соглашение запили предусмотрительно припасённой Алексеем Алексеевичем бутылкой отменного виски.

План удался блестяще, загнанные в тупик митинги стали угасать и сам факт выбора для оппозиционных сборищ площади с таким названием дал кремлёвским пропагандистам вдоволь поупражняться в остроумии насчёт "болотного протеста". Зато президентские выборы прошли без проблем, партия Немцова-Рыжкова была зарегистрирована, Громова повысили до первого замглавы администрации президента, а Венедиктов подтвердил свою репутацию как проверенного врага-партнёра Кремля и надежного смотрящего за оппозицией.

Прыщавая задница военной реформы

Защищая редактора "Эха Москвы" от обвинений в предательстве и сговоре с режимом, его сторонники указывали, что спасение граждан от кровавой бойни - дело благородное, а мирная акция протеста позволила выторговать у режима частичный возврат к выборам глав регионов и облегчение регистрации политических партий.

У этих аргументов есть резон, однако и у противников Венедиктова есть основания думать, что на возможные синяки, шишки и даже проломленные головы митингующих Алексею Алексеевичу было глубоко наплевать. Об этом косвенно свидетельствует история вокруг размещения на сайте "Эха" статьи престарелого советского диссидента Вадима Белоцерковского, в очередной раз обвинившего отставного сотрудника ФСБ и депутата Государственной Думы от ЛДПР Андрея Лугового в отравлении полонием своего бывшего коллеги и обличителя российских властей Владимира Литвиненко.

Когда полиция возбудила по жалобе Лугового уголовное дело о клевете, Венедиктов со страницы "Известий" за 21 февраля 2013 года заявил, что лишь переопубликовал статью, а на запрос правоохранителей "Эхо" официально ответило, что статья перепечатана с сайта "CIVITAS", с которым и следует разбираться. Редактора "CIVITAS" Римму Пинскую вызвали на допрос, и там выяснилось, что Венедиктов лжёт. Белоцерковский послал тексты одновременно ей и на "Эхо". Пинская его отредактировала и поменяла заголовок с "Андрей Луговой - лицо КГБ" на "Лицо КГБ", а в портале радиостанции он появился без правок. Получилось, что огромная и богатая радиостанция, желая избежать вероятной выплаты штрафа за клевету, подставила под удар государственной машины крохотный оппозиционный сайт.

Почти одновременно Венедиктов дал повод заподозрить себя в небескорыстных связях с командой бывшего министра обороны России Анатолия Сердюкова. Когда на "Прямой линии" с Путиным военный обозреватель "Комсомольской Правды" Виктор Баранец спросил президента, почему дело о хищениях в минобороны буксует, а его фигуранты, типа бывшего начальника департамента имущественных отношений министерства Евгении Васильевой развлекаются сочинением стихов, Венедиктов заявил, что Баранец воюет с женщинами и вообще лезет не в свое дело.

В ответ Баранец напомнил, что бывший глава военного ведомства выделял на пиар до 200 миллионов рублей в год и пообещал, что проверит, "сколько из них осело в карманах "Эха мацы"... чтобы твоя радиостанция припудривала прыщавую жопу сердюковской военной реформы". Но если что-то и осело даже на личном счету Венедиктова, в обиду его не дадут. Где ещё Кремль найдёт такого замечательного смотрящего за своим оппозиционным попугайником?

Сокращенный вариант напечатан в "Газете о газетах" " 36, 2013 год

24 мая 2013

 

Юрий Нерсесов
http://www.apn-spb.ru/publications/article13242.htm

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]