КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2022

 

 

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОКЕРОВ ВЛАДИВОСТОКА
И АДМИНИСТРАЦИИ ПОРТА

 

Докеры "Владивостокского морского торгового порта" столкнулись с жёстким давлением со стороны работодателя. Администрация готова пойти на уменьшение производительности труда, введение должности, которой не было уже лет сорок - только ради того, чтобы уволить часть сотрудников. Работники, объединенные в Российский профсоюз докеров, третий месяц последовательно отстаивают свои интересы. Статья "Морского профсоюзного вестника".

Летние решения

В июле стало известно, что администрация "Владивостокского морского торгового порта" (входит в транспортную группу FESCO холдинга Группы "Сумма") готовится сократить 50-60 докеров-механизаторов контейнерного терминала. Когда об этом стало известно, докеры взялись защищать свои права.

Для начала, чтобы привлечь внимание общественности и региональных властей, 9 августа был организован митинг, куда пришли докеры со своими семьями - несколько сот человек. Камеры и пишущие журналисты, собравшиеся в сквере имени А. И. Щетининой, жадно ловили слова пресс-секретаря губернатора Приморского края (сам Владимир Миклушевский на митинг не пришёл) Альбины Охрименко. "Владимир Владимирович уже обратился к председателю совета директоров группы компаний "Сумма" Зиявудину Магомедову с просьбой найти компромиссное решение по данному вопросу, а также поручил первому вице-губернатору Василию Усольцеву для этого совместно с руководством порта провести совещание", - рассказала пресс-секретарь журналистам.

На встречу с трудовым коллективом приехала и секретарь регионального совета партии "Единая Россия" Людмила Талабаева, которая заявила, что сейчас важно выстроить диалог между работниками и руководством предприятия и найти решение сложившейся ситуации: "Я сама портовичка, я знаю, что такое докер в порту. Докер - это не грузчик, нельзя взять человека с улицы, чтобы он работал докером-механизатором в порту. Нужен диалог, нужно договариваться, разговаривать. Не надо искать, как экономить, надо думать, как больше зарабатывать".

Неизвестно, было ли столь повышенное внимание к проблеме сокращений в порту обусловлено тем, что выборы были на носу - митинг проводился за месяц до них - или другими причинами, но спустя неделю губернатор действительно встретился с руководством ВМТП.

Президент "Дальневосточного морского пароходства" Александр Исурин заявил, что решение об оптимизации штатной численности продиктовано "объективной экономической ситуацией". В качестве альтернативного варианта ВМТП предложил ввести для попавших под сокращение докеров дополнительные ставки портовых рабочих. В сентябре были введены должности "Портовый рабочий" и "Машинист крана". Докерам предложили перейти на новые должности, но они отказались, и штат контейнерного терминала сократился на 32 докера-механизатора. Первыми под сокращение попали докеры самого низкого класса - четвёртого. Несмотря на это, они бывалые люди и понимают нюансы работы с техникой. Многие из них могли бы пройти переаттестацию и получить более высокий класс, однако, по словам председателя организации Российского профсоюза докеров порта Александра Толкачёва, им не дают это сделать.

Осенние действия

После сокращений профсоюз организовал второй митинг, который 4 октября собрал 250 человек. Поддержать своих коллег пришли представители докеров Владивостокского рыбного порта, поддержку оказал и профсоюз водного транспорта ВМТП. Однако в этот раз пресс-служба губернатора Приморского края не удостоила мероприятие упоминанием на своём сайте (согласно которому губернатор был занят встречей с руководителями отделений партий - победителей выборов; ни одного их представителя также не было замечено на митинге). Кроме того, именно в этот день администрация порта пригласила журналистов на экскурсию в торговый порт как раз на время проведения акции.

На митинге выдвигалось требование восстановить уволенных в прежних правах, а также высказывались опасения по поводу дальнейших сокращений. Как говорит Александр Толкачёв, предприятие пытается выставить сокращение штата как оптимизацию расходов, но по итогам 2014 года чистая прибыль порта составила 2,5 млрд руб., а в 2015 году было получено примерно на 2,5% больше доходов.

- Я сомневаюсь, что предприятие получит от сокращений какую-то выгоду. Работодатель заявляет о необходимости снижения издержек и говорит, что ему нужна дешёвая рабочая сила.

Для этого администрация не придумала ничего лучше, как уволить часть сотрудников и ввести должность "портовых рабочих", которой не было уже лет сорок. Но с привлечением таких "специалистов" падает производительность труда, растёт недовольство клиентов.

Организация производства хромает на обе ноги, а виноваты в этом, по мнению руководства, только докеры, - говорит Александр Толкачёв.

Пресс-служба порта, со своей стороны, заявила, что сокращение вызвано "объективными экономическими причинами". "На протяжении последних лет наблюдается падение грузопотока. Эта тенденция сохраняется и в 2016 году. Страдает не только ВМТП, но и все порты на Дальнем Востоке.

Поэтому такое количество докеров уже не требуется для выполнения повседневных операций в терминале. Порт был вынужден пойти на сокращения, 59 человек - это минимальное количество, которое позволит порту дальше работать в полном объеме. Сокращения проходят абсолютно в соответствии с требованиями трудового законодательства", - заявил пресс-секретарь ВМТП Михаил Соколов журналистам.

Естественно, докеры попытались поставить работодателя на место с помощью надзорных органов, однако обращения в прокуратуру и трудовую инспекцию дали противоречивые результаты. Государственная инспекция по труду накануне августовского митинга нарушений не увидела. А после митинга, при содействии с Дальневосточной транспортной прокуратурой, установила, что вопреки требованиям Трудового кодекса, служба занятости и профсоюзная организация не были уведомлены о предстоящем сокращении в установленный законом срок. В отношении ВМТП и виновного должностного лица возбуждены дела об административных правонарушениях.

Получилось, что администрация порта ввела в штат новые должности портовых рабочих и машинистов, трудовые обязанности которых совпадают с обязанностями сокращенных докеров-механизаторов. Фактически была произведена замена одной должности двумя другими с аналогичной трудовой функцией, но без сохранения гарантий, надбавок, доплат, компенсаций и льгот, установленных действующим коллективным договором порта и трудовым законодательством. Также по новым должностям отсутствует специальная оценка условий труда, по которой рабочие места докеров-механизатора были бы признаны рабочими местами с вредными условиями труда с соответствующими льготами для работников.

Членов профсоюза пытаются выдавить с рабочих мест

Одними увольнениями работодатель не ограничился: руководство контейнерного терминала стало оказывать давление на своих работников - членов профсоюза. По словам Александра Толкачёва, докерам стали раздавать два заявления: о выходе из профсоюза и на увольнение - мол, выбирайте, с кем вам по пути: с работодателем или профсоюзом.

Таким методом к началу октября из профсоюза вывели всего 20 человек. Давление не случайно стали оказывать именно в этот момент: аккурат 4 октября начались переговоры профсоюза и руководства порта по новому коллективному договору на 2017-2019 годы. Подобные действия со стороны портовой администрации, безусловно, ослабили позиции профсоюза. Признать это давление со стороны работодателя стало одним из требований принятой по итогам октябрьского митинга резолюции.

Резолюция направлена в СМИ, органы власти, администрацию порта, руководителю Госинспекции труда в Приморском крае. Дальнейшие действия будут зависеть от переговорного процесса и позиции работодателя.

- Несоблюдение законодательства, нарушение трудовых прав работников, бездействие контролирующих органов не должны утаиваться, о них должны знать, в том числе контролирующие органы и собственники предприятий. Работники готовы открыто выражать свою позицию и отстаивать свои интересы, - заявляет Александр Толкачёв.

11 ноября 2016

 

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]