КЕД: Комитет Единых Действий
в защиту социально-трудовых прав граждан
Санкт-Петербурга и Ленинградской области

[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]


 

Нет косолапым реформам!

 

 

 

Яндекс.Метрика





(L) Copyleft,
2003 - 2024

 

 

Эспертное мнение петербургских архитекторов Никонова и Павлова
по поводу нынешней градостроительной политике в городе

 

Что касается Генплана города на 1986-2005 гг., то участки освоения новых территорий нему освоены лишь на малую долю, более того, тот Генплан рассчитывался на рост населения, а в реальности произошел спад, что еще более увеличило показатель невостребованности этих территорий. Остаются не застроенными не только те территории, (район вокруг Юнтоловской дачи, далее Долгоозерной ул., поселки Ольгино и Лахта, район на месте очистных на юге города и многие другие территории) которые определялись Генпланом как "участки перспективной застройки"но даже те, которые обозначены на схеме как "Проектируемая застройка до 2005г." Однако современное жилищное строительство развернуло направление своего развития от освоения этих территорий в сторону освоения "вновь выявленных пустырей" среди существующей застройки. Надо сказать, что тактика уплотнения существующей застройки предусматривалась тем Генеральным планом, но лишь как резервная, на тот период, когда намеченные к освоению территории исчерпают себя. Основной темой такого уплотнения виделось освоение жильем территорий промышленных площадок, которые предполагалось переселить из центра города в промышленные зоны. Тот период не настал, и прогнозы его прихода с падением численности населения города отодвигаются на неопределенное время. Теперь обратимся к правовой стороне нового строительства. Сегодня действует именно тот Генеральный план на 1986-2005 годы. Всякое строительство должна вестись на его основе, уточняемой последовательно разработанными градостроительными проектами - проект детальной планировки, проект застройки территории квартала (микрорайона) и, наконец, проект конкретного дома. Этому есть вполне четкие, сугубо прагматические объяснения, то есть это в высшей степени целесообразно. Однако всякий, знакомый с этой темой скажет. что ни один Генплан не был реализован в полной мере, его всегда корректировали по месту. Но это не вполне точно - отступления от Генплана были лишь либо в форме локального политического произвола на идеологической почве - снос Греческой церкви и строительства БКЗ Октябрьский, либо в форме локальной коррекции проекта Генплана и следовавших за ним проектных документов. Но, не проявлялось в игнорировании основных положений Генплана в форме игнорирования указанных пятен освоения территории, не разворачивало направления и характера развития города. Подобное было и остается не нарушением, а преступлением. Смысл такой квалификации в том, что строительство, осуществляемое не на основе соответствующей градостроительной документации, благословленной Генпланом, есть решение чьих-то сугубо эгоистических интересов в ущерб всему городскому сообществу. Здесь нарушаются и имущественные права граждан, и пресекаются пути рационального развития застройки территории, а то и города и т.д., и т.п.

Теперь вернемся к ныне происходящему. Нынешние застройщики не желают реализовывать Генплан, заявляя, что он устарел. Администрация города вторит им и объясняет это именно тем, что застройщики не желают осваивать те территории, а рвутся на освоенные. Тезис об устарении Генплана в чем-то может быть и справедлив, но только не в пункте о территориях, указываемых для освоения. То, что застройщики "не желают", не аргумент - они никогда и не желали. Строить на освоенных территориях всегда было многократно выгоднее, и давление со стороны строителей на администрацию повернуть в этом направлении было всегда. Но в том и заключалась регулирующая функция Генплана, что он создавал дамбы для клокочущего эгоизма строителей и направлял его энергию на "мирные цели". Сегодня мы наблюдаем, что регулирующая функция администрации города в области строительства и градостроительства отложена в нижний ящик стола. Реально администрация переключила свои административные ресурсы на обслуживание эгоистических интересов отдельной элиты строительного комплекса, скрутив Генеральный план в рулончик, чтобы более не ронять на него нечаянный взгляд, ни свой, ни чужой. Для того-то он и объявлен совсем устаревшим, рассыпавшимся в труху. Одновременно администрация и сама вступила в клуб этой элиты, но в качестве торговца главным строительным материалом - земельными и иными подобными ресурсами, то есть ее монопольным их партнером. Поэтому она постоянно заявляет свои претензии на собственность и на всякую землю, даже во дворе-колодце, не говоря о детских площадках, и на чердаки, и на подвалы. Именно поэтому происходит аккумулирование в активе так называемой "собственности города", а точнее на витрине этого продавца, спортивных площадок, скверов, парков, островов - всего того, что пользуется спросом искушенного застройщика, почувствовавшего вкус в возможности выбирать самое лучшее. Никого не смущает, что среди всего этого - то, что не только не является пустырем, но наоборот, прежде специально создавалось именно для реализации задач комплексного развития города. Это объявлялось ценностями застройки. Например, сквер на Каменноостровском 30 называется в числе элементов элементов озеленения проспекта, построенного по совершенно определенному архитектурно-градостроительному замыслу, описываемому в учебниках по истории градостроительного искусства, а острова на протяжении всего XX века последовательно из Генплана в Генплан переходили как определенная цепь парков, начинающихся от Заячьего острова, через Петровский, завершающаяся Елагиным. Но теперь, даже не обсуждая этого обстоятельства, застраивается Крестовский остров, как буд-то парки больше не нужны. Тогда зачем тратиться на создания парка 300-летия Петербурга?

Уже несколько лет мы переживаем строительный бум. Администрация отчитывается небывалыми приростами жилья. А городская очередь топчется на месте. Все ее перспективы состоят только в том, что администрация собирается навести ревизию в нее, перетрясти и подсократить за счет отказа в праве на улучшение жилья каким-то категориям очередников.

 


[ Начало ] [ О комитете ] [ Как с нами связаться ] [ Акции протеста ]
[ Против политических репрессий ] [ Против уплотнительной застройки ] [ Из опыта борьбы ] [ Ссылки ]